Лексическая тема продукты питания. Домашние задания по лексическим темам в средней группе Лексическая тема продукты питания домашнее задание

Цель : расширение и активизация словаря по теме «продукты питания», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Словарь :
Предметы :
продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, мороженное; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, ветчина, фарш; ряба, птица (курица, индейка и т.д.); яйца; пшеница, рожь, мука, хлеб, булки, баранки, сухари, пироги, макароны; шоколад, конфеты, мармелад, зефир, пастила, пирожинное, торт; продавец, магазин; овощи, фрукты; специи: соль, сахар, перец; крупа, рис, гречка, овес, пшено, манка.

Действия:
покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить, варить, жарить, солить, кушать, резать.
Признаки:
продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; соленый, сладкий, острый, мягкий, черствый, вкусный, шоколадный, свежий, жаренный, вареный, горячий, холодный, полезный, вредный

«Назови, какие ты знаешь продукты»

Что делают из молока?
Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир
- Что делают из мяса?
Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…
- Что делают из муки?
Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки,…

«Какие бывают продукты?»

Как называются продукты из молока. – Молочные продукты
Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.
Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.

«Что из чего?»

Что можно приготовить
из молока – молочную кашу, творог, масло…,
из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …
из овощей – салат, суп, овощное рагу,…
из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …

«Какая бывает каша?»
- Скажи, как называется каша.
из риса – Из риса - рисовая каша
из пшена – Из пшена - пшенная каша
из гречки – Из гречки - гречневая каша
из овса – Из овса - овсяная каша
из манки – Из манки - манная каша

«Подбери слова-признаки»

хлеб (какОЙ?) – пшеничный, ржаной, белый, черный, свежий, мягкий, вкусный, …
мороженное (какОЕ?) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное,…
конфета (какАЯ?) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная,…

«Назови магазин / отдел магазина»

Скажи, как называется магазин, в котором продают продукты. – Это продуктовый магазин.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают молоко. – Это молочный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо. – Это мясной отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу. – Это рыбный отдел.
- Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб. – Это хлебный отдел.

«Что делают с продуктами?»

Скажи, что делают с продуктами.
Продукты продают, покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят,…



«Что где лежит?» (предлоги)

(с использованием картинок или показа действий)
- Где стоит молоко?
Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)
- Откуда ты взял хлеб?
Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола).
- Куда ты положил мясо?
Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник).
- Что ты сделал(а)?
Я налил(а) молоко из пакета в стакан. И т.п.

«Сравни продукты»

Молоко жидкое, а сметана густая.
Хлеб мягкий, а сухарь жесткий.
Мороженное холодное, а пирог горячий.
Конфета сладкая, а лук горький.

«Посчитай от 1 до 10 и обратно»

один пакет молока, два …
один батон хлеба, два…
одна пачка сливочного масла
одна бутылка растительного масла, две…

первая конфета, вторая …
первое мороженное, …
первый сухарь, … И.т.д.

«Что ты видел в магазине?»
«Что ты купил?»

Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ,…
Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …

«Чего нет в магазине?»

В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ,…

«Назови ласково»

масло – маслице
хлеб – хлебушек
сметена – сметанка
кефир – кефирчик
булка – булочка
сосиска – сосисочка

«Один – много»
- Скажи, чего много в магазине. – В магазине много конфет, баранок, сухарей, молока, ….

«Расскажи», «Загадай –КА»

Составление рассказов о продуктах питания.

План составления рассказа:
- Что это?
- Какой вид продукта?
- Как производят?
- Где продают (в каком отделе?)
- Что готовят?
- Нравится ли тебе?

Образец рассказа. «Торт»

Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я люблю торт: он красивый и вкусный.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(хлеб)

Сидит на ложке
Свесив ножки.
(лапша)

Может свариться,
Может разбиться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
(яйцо)

Белый, сладкий камень
В чашке нашей тает,
Чай, компот сдобряет.
(сахар)

Отдельно – я не так вкусна
Но в пище – каждому нужна.
(соль)

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
(молоко)

Начинается на «К», -
Пьем продукт из молока.
(кефир)

Представлены задания логопеда по лексической теме «Продукты питания». Задача — развитие лексической и грамматической сторон речи, .

Задание 1. Формирование обобщающего понятия «продукты питания».

Логопед беседует с ребенком о том, что такое продукты (Продукты — это то, что человек употребляет в пищу).

Предлагает ему раскрасить только продукты и назвать лишние предметы (нож, ложка).

Ребенок отвечает на вопрос, почему раскрашенные предметы называются продуктами (молоко, мясо — это продукты, потому что из них готовится еда).

Что у хозяйки? Раскрась только продукты питания. Назови предметы по образцу. Какие предметы лишние?

Почему эти предметы называются продуктами?

Задание 2. Производство продуктов питания.

а) Логопед рассказывает ребенку, что людям разных профессий нужно много потрудиться, прежде чем продукты питания попадут на стол.

Он последовательно разбирает каждую кортинку и объясняет ребенку процесс производства хлеба (Трактор вспахал поле. Поле засеяли семенами пшеницы и т.д.). При этом упоминаются профессии: хлебороб, тракторист, камбайнер, пекарь и т.д.

Как появился хлеб? Расскажи по картинкам.

В заключение логопед объясняет ребенку, что хлеб надо беречь.

б) Логопед объясняет ребенку, что можно приготовить из пшеницы.

Какие продукты питания производят из пшеничной муки? Расскажи по картинкам.

Что еще делают из пшеницы?

Ребенок, глядя на картинки, составляет предложения по образцу (Из пшеницы делают белый хлеб, торт, пирожнки, крендели).

Задание 3. Виды продуктов.

Игра «Продовольственный магазин».

а) Логопед объясняет ребенку, что существуют разные виды продуктов в зависимости от того, из чего они приготовлены: рыбные, мясные, молочные, растительные и др.

Что делают из молока? (Из молока делают масло). Что дает курица? Расскажи по картинкам.

Ребенок рассматривает картинки и называет вид продуктов по образцу (Масло, молоко, сыр, творог — это молочные продукты питания, так как они сделаны из молока).

Назови мясные, рыбные, молочные, растительные продукты питания.

Какие хлеболулочные, кондитерские изделия ты знаешь?

Можно совершить ознакомительную экскурсию в продуктовый магазин.

б) Логопед предлагает ребенку, как бы пробивая чек в кассе, назвать продукт и отдел, в котором этот продукт продается (Дайте мне, пожалуйста, батон белого хлеба из хлебного отдела).

Задание 4. Откуда берутся продукты.

Логопед объясняет ребенку, что продукты имеют разное происхождение: что-то растет в земле, что-то добывают из моря и т. д.

Предлагает ребенку объяснить происхождение продуктов, опираясь на картинки-помощники.

Называя продукт и его происхождение, ребенок соединяет линией продукт и соответствующее изображение (Кукуруза растет на кукурузном поле).

Объясни происхождение продуктов. Соедини продукт и соответствующее изображение.

Задание 5. Составление рассказа по схеме.

Логопед, обращая внимание ребенка на картинки-помощники, формулирует их содержание в форме вопросов (Что это?).

Ребенок последовательно отвечает на вопросы полными предложениями и составляет рассказы из разных продуктов по образцу. Взрослый следит за целостностью рассказа.

  • Что это?
  • Какой вид продукта?
  • Как его производят?
  • Где продают (в каком отделе)?
  • Что готовят?
  • Нравится ли тебе этот продукт питания?

Пример: Это торт. Торт — кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий и очень питательный. Я люблю торт — от очень сладкий, вкусный и красивый.

Изотова Алевтина Сергеевна,
учитель-логопед, г. Серпухов

НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Лексическая работа по теме: «Продукты питания»

Цель :

Продолжать знакомить детей с разными продуктами питания .

Закреплять знания о том, где они продаются , для чего нужны, что из них можно приготовить, где хранятся.

Обобщить знания детей об овощах, фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок, стихов

Упражнять в умении классифицировать, обобщать (еда, пища) .

Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питании

Воспитывать интерес и бережное отношение к продуктам питания , желание вести здоровый образ жизни.

Словарная работа :

Предметы : продукты ; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана, творог, йогурт, ряженка, мороженное; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты, ветчина, фарш; ряба, птица (курица, индейка и т. д.) ; яйца; пшеница, рожь, мука, хлеб, булки, баранки, сухари, пироги, макароны; шоколад, конфеты, мармелад, зефир, торт; продавец , магазин; овощи, фрукты; специи : соль, сахар, перец; крупа, рис, гречка, овес, пшено, манка.

Действия :покупать, хранить, продавать , изготавливать, готовить, варить, жарить, солить, кушать, резать.

Признаки :продуктовый , молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, кондитерский; соленый, сладкий, острый, мягкий, черствый, вкусный, шоколадный, свежий, жаренный, вареный, горячий, холодный, полезный, вредный

Пословицы о хлебе, еде, пище.

Аппетит приходит во время еды.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды..

Блины да оладьи - замотались сватьи.

Будет хлеб - будет и обед.

Гречневая каша - матушка наша,

А хлебец ржаной - отец родной.

Картофель хлебу подспорье.

Кашу маслом не испортишь.

Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.

Когда я ем, я глух и нем.

Сам не ам и другим не дам.

Хлеб - всему голова.

Хлеб да крупы на здоровье лупи.

Щи да каша - пища наша.

СТИХИ О ЕДЕ, ПРОДУКТАХ

В магазин везут продукты ,

Но не овощи, не фрукты.

Сыр, сметану и творог,

Глазированный сырок.

Привезли издалека

Три бидона молока.

Очень любят дети наши

Йогурты и простоквашу.

Это им полезно очень,

Магазин же наш молочный. В. Нищев

Батон О. Григорьев

С длинным батоном под мышкой

Из булочной шел мальчишка,

Следом с рыжей бородкой

Пес семенил короткий.

Мальчик не оборачивался,

И батон укорачивался.

Раз, два, три, четыре.

На весах четыре гири,

А с другой стороны

На весах лежат блины.

На дощечке возле дома

Я сама их испекла.

Ни один не вышел комом,

Ни один не подожгла!

Блин тебе, блин ему

И другим по одному.

Ешь быстрее,

Не гляди!

Есть не хочешь – выходи!

Г. Ладонщиков

Бутерброд Г. Сапгир

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел Бутерброд.

Варенье О. Григорьев

У Сергея нет терпенья,

Он руками ест варенье.

Слиплись пальцы у Сережи,

Приросла рубашка к коже.

Ног от пола не отнять,

Рук от ног не оторвать.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило варенье.

Раздается жалкий всхлип.

Сам к себе Сергей прилип.

Ватрушки

Решила старушка

Ватрушки испечь.

Поставила тесто

Да печь затопила.

Решала старушка

Ватрушки испечь,

А сколько их надо -

Совсем позабыла.

Две штучки – для внучки,

Две штучки – для деда,

Две штучки – для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала, да сбилась,

А печь-то совсем протопилась!

Помогите старушке –

Сосчитайте ватрушки!

В. Кудрявцева

Вкусная каша

Каша из гречки.

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила,

На всех разделила…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Оля доела

Последние крошки!

З. Александрова

Не люблю я манной кашки,

Мне от каши очень тяжко.

Бесполезно спорить с мамой Варит кашу мне упрямо.

Вот и брату нелегко -

Пьет братишка молоко.

Он орет и днем, и ночью -

Видно, тоже что-то хочет.

Может, этой манной кашей

Ну-ка, съешь хотя бы ложку,

Остальное вылью кошке.

Е. Стеквашова

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Коли, Вовы

Пирожки уже готовы.

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи - четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Н. Кончаловская

Я решил сварить компот

В мамин день рождения.

Взял изюм, орехи, мед,

Килограмм варенья.

Все в кастрюлю поместил,

Размешал, воды налил,

На плиту поставил

И огня прибавил.

Чтобы вышло повкуснее,

Ничего не пожалею.

Две морковки, лук, банан,

Огурец, муки стакан,

Все кипело, пар клубился…

Наконец, компот сварился!

Маме я отнес кастрюлю :

С днем рождения, мамуля!

Мама очень удивилась,

Засмеялась, восхитилась.

Я налил компоту ей –

Пусть попробует скорей!

Мама выпила немножко

И … закашлялась в ладошку,

А потом сказала грустно :

Чудо – щи! Спасибо!

Вкусно!М. Дружинина

ЯИЧКО Авдеенко

Куры-куры : "Ко-ко-ко!

Мы снесли яички;

Ку-ку-кушайте, ко-ко,

Детки-невелички!"

АЙ ДА СУП! Токмакова

Глубоко – не мелко.

Корабли в тарелке.

Луку головка,

Красная морковка.

Петрушка, картошка

И крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

КАША Ирина Токмакова

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!

Не ворчите вы, кастрюли!

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую варите,

Наших деток накормите.

Творог-творог-творожок,

Ням-ням-ням - как вкусно!

Творог-творог-творожок,

Белый, как капуста!

В ротик -ам! - и творожок

Как снежинка тает;

Творог-творог - наш дружок!

Зубки укрепляет.

Скороговорка

Шел Саша по шоссе,

Нес сушки в мешке.

Сушку – Грише,

Сушку – Мише.

Есть сушки Проше,

Васюше и Антоше.

Еще две сушки

Нюше и Петрушке

Считалочка

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюльке густо!

Раз-два-три, огонь зажжен –

Кочерыжка, выйти вон!

Пальчиковая гимнастика «Точильщики»

Точим нож, точим нож,

Будет очень он хорош,

Будет резать он припасы :

Масло, сало и колбасы,

Помидоры, огурцы.

Угощайтесь молодцы!

Выучить стихотворение «Чтобы вырасти большим»

Чтобы вырасти большим,

Нужно маму слушать,

За обедом от души

Суп куриный кушать.

На второе съесть котлеты

И пюре в придачу.

Ем я мясо на обед –

Буду сильным, значит

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(хлеб)

Сидит на ложке

Свесив ножки.

(лапша)

Может свариться,

Может разбиться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться.

(яйцо)

Белый, сладкий камень

В чашке нашей тает,

Чай, компот сдобряет.

(сахар)

Отдельно – я не так вкусна

Но в пище – каждому нужна.

(соль)

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

(молоко)

Начинается на «К» , -

Пьем продукт из молока .

(кефир)

Во время обеда продукты поспорили , кто из них вкуснее. Котлета сказала :– Я вкуснее, потому что я из мяса. Суп сказал :– Я вкуснее всех, потому что я из курицы. А салат им в ответ :– Я вкуснее всех, потому что я из овощей. Компот возразил :– Я вкуснее всех, потому что я из фруктов. – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог. – Я вкуснее, – сказала каша, – потому что я молочная. Квас закричал :– Я вкуснее всех, потому что я хлебный. Кисель не согласился :– Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины. Таня услыхала спор продуктов и сказала :– Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

Дидактические игры

«Назови, какие ты знаешь продукты »

Что делают из молока? Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт, простоквашу, кефир

Что делают из мяса? Из мяса делают котлеты, колбасу, сосиски…

Что делают из муки? Из муки делают хлеб, баранки, бублики, печенье, булки…

«Какие бывают продукты Как называются продукты из молока . – Молочные продукты

Как называются продукты из мяса . – Мясные продукты . Как называются продукты из муки . – Мучные продукты .

«Что из чего?» Что можно приготовить из молока – молочную кашу, творог, масло,из мяса – котлеты, фарш, мясной суп (бульон) …из овощей – салат, суп, овощное рагу…из муки – хлеб, булки, торт, печенье, баранки, …

«Какая бывает каша?» - Скажи, как называется каша. из риса – Из риса - рисовая кашаиз пшена – Из пшена - пшенная кашаиз гречки – Из гречки - гречневая кашаиз овса – Из овса - овсяная каша

из манки – Из манки - манная каша

«Подбери слова-признаки» хлеб (какОЙ) – пшеничный, ржаной, белый, черный, свежий, мягкий, вкусный, …мороженное (какОЕ) – белое, сладкое, вкусное, холодное, молочное, сливочное… конфета (какАЯ) – сладкая, шоколадная, карамельная, маленькая, вкусная…

«Назови магазин / отдел магазина» - Скажи, как называется магазин, в котором продают продукты . – Это продуктовый магазин .

продают молоко . – Это молочный отдел.

Скажи, как называется отдел магазина, где продают мясо . – Это мясной отдел.

Скажи, как называется отдел магазина, где продают рыбу . – Это рыбный отдел.

Скажи, как называется отдел магазина, где продают хлеб . – Это хлебный отдел.

«Что делают с продуктами - Скажи, что делают с продуктами .

Продукты продают , покупают, изготавливают, готовят, жарят, варят, солят, режут, едят…

«Что где лежит?» (предлоги (с использованием картинок или показа действий)

Где стоит молоко?Молоко стоит в холодильнике (на столе, на полке)

Откуда ты взял хлеб?Я взял хлеб из хлебницы (из блюда, со стола) .

Куда ты положил мясо?Я положил мясо на тарелку (в кастрюлю, в холодильник) .

Что ты сделал (а?Я налил (а) молоко из пакета в стакан. И т. п.

«Сравни продукты » Молоко жидкое, а сметана густая. Хлеб мягкий, а сухарь жесткий. Мороженное холодное, а пирог горячий. Конфета сладкая, а лук горький.

«Посчитай от 1 до 10 и обратно» один пакет молока, два …один батон хлеба, два…одна пачка сливочного маслаодна бутылка растительного масла, две…первая конфета, вторая …первое мороженное, …первый сухарь, … И. т. д.

«Что ты видел в магазине?» «Что ты купил?» Я видел в магазине колбасУ, сосискИ, конфетЫ…

Я купил в магазине хлеб, кефир, сметану, …«Чего нет в магазине?» В магазине нет колбасЫ, сосисОК, конфеТ…

«Назови ласково»

масло – маслице

хлеб – хлебушек

сметена – сметанка

кефир – кефирчик

булка – булочка

сосиска – сосисочка

«Один – много» - Скажи, чего много в магазине. – В магазине много конфет, баранок, сухарей, молока, ….

«Расскажи» , «Загадай –КА» Составление рассказов о продуктах питания . План составления рассказа :

Что это?

Какой вид продукта ?

Как производят?

Где продают (в каком отделе)

Что готовят?

Нравится ли тебе? (Образец рассказа. «Торт» Это торт. Торт – это кондитерское изделие. Его делают из муки, яиц, масла, сахара. Торт обычно едят по праздникам. Он сладкий. Я люблю торт : он красивый и вкусный.)

Закрепить с ребенком названия продуктов питания , для чего они нужны, что из них можно приготовить, где они продаются , где они хранятся и почему;

Закрепить с ребенком названия блюд (борщ, каша, суп, пюре, винегрет и т. д.) .

Нарисовать или вырезать картинки с изображением продуктов питания для книги о полезных и вредных продуктах

Показать ребенку продукты , из которых готовится пища, закрепить названия блюд которые готовят дома, а также способы приготовления пищи. При этом следует спросить : что готовят из мяса? Из картофеля? Из капусты? Из чего готовят винегрет?

Рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь. Объяснить детям выражение «Хлеб - всему голова» . Вместе с ребенком купить хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать из чего пекут хлеб.

Побеседовать с ребенком о том, что еду, которую покупают в магазине и приготавливают из неё различные блюда, называется продуктами питания . Продукты питания бывают нескольких видов : молочные, мясные, рыбные, хлебобулочные и др.

Выучить стихотворение

Жили – были сыр, котлеты,

Мармелад, зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты,

Называем их - продукты ,

Называем их - еда,

Очень любим их всегда!

Привлечь ребенка к приготовлению блюд : супа, каши, запеканки, компота… и др. Рассказать из каких продуктов готовятся эти блюда ; какие из них относятся к первым, вторым, третьим блюдам; какие входят в меню завтрака, обеда, либо ужина. Пусть ребёнок проговаривает действия, которые вы выполняете, называет продукты , которые вам необходимы для приготовления блюд.

Поиграйте в словесные игры : «Назови блюдо?» салат из овощей (какой) – овощной. каша из гречневой крупы (какая) –…. (из рисовой крупы, из манки, из геркулеса, из пшена и т. д.) запеканка из творога (какая) – …. (из мяса, из картофеля, из вермишели и т. д.) котлета из мяса (какая) – ….(из рыбы, из моркови, из курицы и т. д.) суп из вермишели (какой) - (из картофеля, из овощей, из риса, из гороха, из рыбы, ….) компот из яблок (какой) - …. (груши, вишни, сливы, ягод и т. д.) .

Игра «Вспомни и назови» Молочные продукты : масло, творог, сыр….Мясные продукты : сосиски, колбаса, фарш ….Мучные продукты : хлеб, печенье, сушки, макароны….

Игра «Веселый счет» .Одно яблоко, два., три., четыре, пять яблок;(сосиска, конфета, котлета и т. д.)

Игра «Назови сок, варенье, суп, кашу» Какое варенье из (яблок, сливы, абрикоса, персика) Какое пюре из … (картофеля, гороха, яблок) Какой сок из … (моркови, груши, апельсина) Какой суп из (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей, мяса) Какая каша из (пшена, манки, гречки, риса, геркулеса)

Игра Назови продукты , которые можно :жарить (рыба, котлеты, варить (сосиски, картофель, макароны,испечь в печке (пироги, хлеб….)

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи.

  • Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении.
  • Формировать мотив, потребность в диалогической речи.
  • Развивать умение правильно интонационно оформлять высказывания.
  • Формировать фонетически и грамматически правильную речь детей.
  • Развивать воображение, умение перевоплощаться.
  • Упражнять в словообразовании относительных прилагательных.
  • Воспитывать чувство доброжелательности друг к другу.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.
  • Предварительная работа.

    Беседа о продуктах питания. Экскурсия на кухню детского сада. Чтение стихотворения А.Рождественской “Молоко”, рассказа Б. Алмазова “Горбушка”, сказки “Горшочек каши”.

    Оборудование.

    Шапочки “продуктов питания”, кукла-повар.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Цель: привлечь внимание детей к теме разговора

    Воспитатель:

    – К нам на занятие пришёл повар Митя (показываю детям куклу-повара). Он недавно окончил кулинарное училище, опыта работы у него ещё нет, и он очень боится, что еда выйдет у него невкусная, и никто не захочет ничего есть. Ему нужна ваша помощь. Я буду говорить за Митю-повара, а вы меня поправляйте, если я ошибусь.

    Воспитатель (Митя):

    – Что бы мне приготовить из овощей?

    Дети: Салат, винегрет, овощное рагу.

    Воспитатель (Митя):

    – Буду готовить овощное рагу. Возьму мясо.

    Воспитатель переспрашивает детей:

    Дети: Не надо мясо. Мясо – продукт питания, но ты готовишь овощное рагу. Нужны овощи: морковь, свекла, картофель, лук.

    Воспитатель (Митя):

    – Все овощи положу на сковороду и буду жарить.

    Дети: Их не жарят. Овощи мелко нарезают и тушат, заправляют подсолнечным маслом.

    Воспитатель (Митя) готовит овощное рагу.

    2. Сообщение темы.

    Воспитатель:

    – Дети, повар Митя останется у нас на занятии и послушает рассказ о продуктах, которые спорили между собой и не могли решить, кто из них вкуснее.

    3. Чтение рассказа Л.И. Смирновой “Что вкуснее?”:

    Во время обеда продукты поспорили, кто из них вкуснее.

    Котлета сказала:

    – Я вкуснее, потому что я из мяса.

    Суп сказал:

    – Я вкуснее всех, потому что я из курицы.

    А салат им в ответ:

    – Я вкуснее всех, потому что я из овощей.

    Компот возразил:

    – Я вкуснее всех, потому что я из фруктов.

    – Я вкуснее всех, потому что я из творога, – вмешался в спор пирог.

    – Я вкуснее, – сказала каша, – потому что я молочная.

    Квас закричал:

    – Я вкуснее всех, потому что я хлебный.

    Кисель не согласился:

    – Нет, я вкуснее всех, потому что я из малины.

    Таня услыхала спор продуктов и сказала:

    – Не спорьте, вы все очень вкусные. Я вас всех скушаю с удовольствием.

    4. Беседа по содержанию рассказа.

    1. Работа с текстом.

    Воспитатель:

    – Вспомните дети, какие продукты спорили?

    – Из-за чего возник спор?

    – Какой характер у каждого героя рассказа?

    – Как это можно передать с помощью движений, голоса?

    5. Игра “Я вкуснее!”

    Цель: Развитие интонации.

    Дети выбирают героя, придумывают характер и передают с помощью интонации, кто вкуснее.

    Воспитатель:

    – Кто прекратил спор?

    – Таня сказала: “Не спорьте, вы все очень вкусные!”

    6. Д/и “Из чего - какой?”.

    Цель: Лексико-грамматическое упражнение по прослушанному тексту – образование относительных прилагательных.

    Котлета из мяса (какая?) – мясная котлета.

    Суп из курицы (какой?) – куриный суп.

    Салат из овощей (какой?) – овощной салат.

    Компот из фруктов (какой?) – фруктовый компот.

    Пирог из творога (какой?) – творожный пирог.

    Каша из молока (какая?) – молочная каша.

    Квас из хлеба (какой?) – хлебный квас.

    Кисель из малины (какой?) – малиновый кисель.

    Физкультминутка – логоритмика.

    Холодильник открываем (имитация открывания холодильника одной рукой),

    Пачку масла вынимаем (наклон вперед, изобразить движения руками вперёд к груди),

    Колбасу, сметану, сыр,

    Творог, ряженку, кефир (хлопки перед собой на каждое слово),

    Не забудем торт и фрукты, (руки перед собой округлить, присесть, руки в стороны).

    Что достали мы? Продукты.

    7. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    Дети надевают шапочку выбранного “героя” рассказа и готовятся к игре-драматизации.

    8. Пересказ текста путём драматизации диалога.

    9. Итог занятия.

    Воспитатель.

    – Дети, вам понравилось пересказывать рассказ по ролям?

    Воспитатель (Митя):

    – Ребята, а вы сможете придумать историю о своём любимом продукте и нарисовать иллюстрацию? Принесите завтра свои работы.

    Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания»

    День недели

    Режим

    Интеграция

    образовательных областей

    Образовательных областей

    все помещения группы)

    Групповая,

    подгрупповая

    Индивидуальная

    Образ.деятельн. в

    режимн моментах

    Понедельник

    Утро

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическое

    Приветствие каждого ребёнка входя щего в группу. Утренняя гимнастика под музыку. Речевая пятиминутка по теме.Д/и «Хлеб - всему голова.»

    Цель: Закреплять знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, особенно полезен и богат витаминами черный хлеб. Продолжать знакомить с трудом хлеборобов и транспортом

    Д/и «Я считаю до 10 - формировать представление детей о счете предметов до 10, закреплять умение называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи.

    Разучить с детьми четверостишие Л.Зильберга «Никогда не унываю,

    И улыбка на лице,

    Потому что принимаю

    Витамины А,В, С.»

    Цель: Развивать память, мышление, выразительность речи.

    Внесение иллюстраций на тему «Продукты питания. Хлебобулочные изделия»

    Ведение календаря природы.

    Огород на окне.

    Цель: развивать наблюдательность, мышление, трудолюбие.

    Дежурство по столовой.

    Прививать культурно - гигиенические навыки у детей .

    НОД

    Речевое развитие

    Речевое развитие.(Коррекционное). НОД..

    Речевое развитие (Чтение худ. литературы)

    Художественно-эстетическое развитие Физ. развитие

    НОД. Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

    По плану инструктора по физо.

    Прогулка

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Наблюдение за ветром. Ветер - это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы знают дети. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений. Игра «Салки»

    Д/игра «Говори, не задерживай». Цель: Развивать речевую активность, словарный запас Зухра, Карина,Платон

    Ситуативный разговор с детьми «Из чего готовят кашу?»- расширять представление детей о различных продуктах питания

    Труд на участке - сгребание снега к корням деревьев. Цель: воспитывать навыки трудолюбия. Самостоятельная игровая деятельность на участке .

    Работа

    перед сном

    1. Культурно - гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы Р.н.с. «лиса и журавль».

    Вечер

    Пробуждение под спокойную музы ку. Комплекс упр. в кровати. Закаливаю щие процедуры. Д/и «Волшебные слова.»

    Цель: Формировать умение расшифровывать слова по первым буквам картинки. Закрепить знание букв и звуков.

    Работа над выразительным чтением стихотворений к конкурсу чтецов «Зимушка-зима»

    Продуктивная деятельность: «Рисунок». Цель: формировать умение создавать рисунки о семье. Развивать умения держать правильно кисть и карандаш

    Атрибуты для с/р игры, д/и, настольные игры.

    Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости. П/И «Классики»

    Прогулка

    Наблюдение за тучами и облаками на вечернем небе. Цель: учить детей выделять снеговые тучи. П/И

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017)

    Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

    День недели

    Режим

    Интеграция

    образовательных областей

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

    Образовательных областей

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

    все помещения группы)

    Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

    Групповая,

    подгрупповая

    Индивидуальная

    Образ.деятельн. в

    режимн моментах

    Вторник

    Утро

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Приветствие каждого ребёнка входящего в группу. Утренняя гимнастика под музыку ЛОТО «МАГАЗИН» -

    познакомить с разными видами магазинов. Знакомить детей с экономической терминологией: товар, цена, стоимость, сдача, прибыль. Развивать умение совершать покупки в магазине, потренировать в устном счете, расширить представления о видах магазинов и товарах. Развивать мышление, внимание, память. Активизация словаря

    Продолжать закреплять пословицы о труде. Цель: Развивать память, мышление, четкое произношение, речь, умение общаться со взрослыми. Привлечь Соню, Алину А

    Рассматривание иллюстраций и разгадывание загадок о продук-тах.- Продолжать знакомить с продуктами, их полезными свойствами, витаминами ,

    Труд - дежурство по столовой «Порядок во всем» Цель: закрепить умение сервировать стол к завтраку.

    Настольная игра «Шнуровка». Закрепить умение детей завязывать шнурки виде банника. Самостоятельная деятельность детей

    по теме «Посуда»

    Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

    НОД

    Речевое развитие

    Речевое развитие.(Коррекционное)

    Худ.-эстетическое

    Рисование

    Познание

    Конструирование

    Прогулка

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическое

    Целевая прогулка.

    (по тер-ии д/с). Предложить детям отметить те изменения, которые произошли на территории детского сада с наступлением зимы.

    П/И « Кот и мыши » - Развивать основной вид движения - бег. Развивать умение уворачиваться. .

    Закрепление умения одеваться в правильной последовательности, оказывать посильную помощь сверстникам .

    Ситуативный разговор с детьми - «Хлеб - это не игрушка». Цель: объяснить детям правила поведения за столом.

    Труд- очистить дорожки от снега. . Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

    Самостоятельная игровая деятельность. Игры по желанию детей.

    Работа

    перед сном

    Закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдая порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) Чтение художественной литературы: Бр. Гримм «Горшок каши».

    Вечер

    Пробуждение под спокойную музыку. Комплекс упражнений «Хлопай». Закаливающие процедуры. Театрализация отрывка из сказки «Колосок» Цель: учить детей выразительно исполнять диалоги.

    Продолжать развивать словарь ребенка на тему «Хлебобулочные изделия» - Руслан, Ульяна. Егор

    Д /И «Можно -нельзя» Цель: закрепить основы здорового образа жизни.

    Атрибуты для с/р игры «Больничка.

    Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости: конструирование, рисование.

    Прогулка

    Наблюдение за ветром. Как ветер влияет на полет птиц? Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Совушка»

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017)

    Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

    День недели

    Режим

    Интеграция

    образовательных областей

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

    Образовательных областей

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

    все помещения группы)

    Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

    Групповая,

    подгрупповая

    Индивидуальная

    Образ.деятельн. в

    режимн моментах

    Среда

    Утро

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Приём детей. Утренняя гимнастика Приветствие: Клубочек ласковых имен. Речевая пятиминутка по теме Бе Д.и.: «Что перепутал художник» (отделы в продуктовом магазине).Цель: развитие зрительного внимания, закрепление знаний продуктах питания и различных отделах магазина. седа «Все о нашей посуде»- уточнить значение и роль посуды для нашего здоровья.

    Инд. работа- совершенствование умения сравнивать и различать контрастные по форме предметы (продукты питания

    Настя, Даша, Лера.

    Ситуативный разговор с детьми «Наша гигиена» с целью закрепить культурно-гигиенические навыки.

    Оснащение предметно-пространственной среды в группе -подбор иллюстраций по теме недели. Самостоятельная деятельность в центрах активности. Раскраски по теме.

    Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

    НОД

    Речевое развитие

    Познание

    НОД.Познание. Формирование целостной картины мира. Тема:

    Худож.творчество

    Физическое развитие

    НОД.Художественно-эстетическое развитие (Музыка)

    НОД Физическое развитие по плану инструктора

    Прогулка

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Наблюдение за птицами -вороной.Цель: расширение представлений о зимующих птицах; обучение наблюдательности (как передвигаются птицы).«Ворона и собачка». Цель: обучение подражать движениям и голосам птиц; передвигаться, не мешая друг другу. П/И «Сбей кеглю »

    Упражнять детей в ходьбе и беге «змейкой» между предметами.

    Ситуативный разговор «Как дети понимают пословицу «Встречают по одежке, провожают по уму»?»

    Труд на участке - собрать мусор Цель: воспитывать желание бережно относиться к чистоте окружающей среды. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Опытно-экспериментальная деятельность «Как растопить снег»

    Работа

    перед сном

    Культурно - гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе»,

    Вечер

    Пробуждение под спокойную музы ку. Комплекс упр. в кровати. Закаливаю щие процедуры.

    Д.и.: «Узнай по контуру». Цель: развитие умения зрительно анализировать контур предмета. Повторение песен к новому году

    Д/И «Нарисуй по точкам» Цель: развивать мелкую моторику рук. С Кариной, Алиной, Дашей

    Ситуативный разговор «Каждой игрушки свое место». Цель: закрепление навыков уборки игровой зоны. .

    Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

    Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

    Оформление книжного уголка, атрибуты для с/р игры

    Прогулка

    Наблюдения за наступлением вечера, как ведут себя птицы при наступлении темноты. Цель: учить делать выводы в ходе наблюдений. П/И «Птички на дереве» .

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017

    Группа: старшая группа Тема: Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

    День недели

    Режим

    Интеграция

    образовательных областей

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

    Образовательных областей

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

    все помещения группы)

    Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

    Групповая,

    подгрупповая

    Индивидуальная

    Образ.деятельн. в

    режимн моментах

    Четверг

    Утро

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Приветствие каждого ребёнка входящего в группу. Утренняя гимнастика под музыку. Речевая пятиминутка по теме. Д/и «Угадай кто это?» (по описательным признаками). Цель: закрепление представлений о продуктах питания, посуде развитие слухового внимания, мышления.

    П/и «Тень»

    Д/И «Исправь ошиб ку» Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений «мой, моя, мои, мое» СФотимой, Зухрой Кариной

    Разучивание динамиче ской игры «Моль» Цель: развивать зрительно-моторную координацию движениие. Даша, Богдан, Сережа )

    Труд - подготовка рабочего места к образовательной деятельности Цель: воспитывать аккуратность.

    Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости. Набор предметных картинок по теме, альбом «Посуда».

    Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

    О предстоящем конкурсе «Рождественская игрушка»

    НОД

    Речевое развитие

    Познание

    НОД. Речевое развитие (коррекционное) Тема:

    НОД. Познание. ФЭМП Тема:

    Художест.-эстетич.

    НОД Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

    Прогулка

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическое

    Наблюдение за неживой природой - солнцем. Цель: углубление знаний о природных явлениях (солнечная, пасмурная погода).П/и: «Кто дальше бросит снежок? - упражнять в метании, соблюдать очередность

    Упражнять детей в прыжках через длинную скакалку (Катя,Лера,Люба)

    Познавательно-исследовательская деятельность: «Зачем снег нужен деревьям

    Труд -очистить веранду от снега, навести порядок. Цель: воспитывать трудолюбие. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: оборудование для труда, мячи.

    Работа

    перед сном

    Закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдая порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) Чтение художественной литературы: Н.Носов по выбору детей

    Вечер

    Пробуждение под спокойную музыку. Комплекс «Котята».Закаливающие процедуры. Театрализация сказки «Заюшкина избушка» Цель: учить детей выразительно исполнять диалоги.

    Повторить стихи и песни к новому году

    Ситуативный разговор с детьми - «Играем дружно» с целью закрепления умения организовывать совместные игры

    Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости

    Настольно печатные игры: «Лото», «Домино»,»Логика»

    Свободная деятельность в уголке ИЗО с использованием трафаретов, раскрасок.

    Прогулка

    Наблюдения за ветром. Цель: продолжать учить определять силу ветра; расширять знания детей о неживой природе П/И по выбору детей. Составление загадок про посуду, продукты питания с Левой, Катей, Аделиной и Русланом.

    ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (с 18 декабря 22декабря 2017 г)

    Группа: старшая группа Тема: « Посуда ». «Продукты питания» Цели: Создание условий для расширения и углубления представлений детей о продуктах питания, о посуде. Уточнить и закрепить с детьми понятия «посуда», «продукты питания» используя различные виды детской деятельности

    День недели

    Режим

    Интеграция

    образовательных областей

    Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции

    Образовательных областей

    Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности,

    все помещения группы)

    Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

    Групповая,

    подгрупповая

    Индивидуальная

    Образ.деятельн. в

    режимн моментах

    Пятница

    Утро

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Утренняя гимнастика под музы ку. Приветствие «Встаньте дети, встань те в круг». Речевая пятиминутка по теме. Беседа с детьми «Здоровье - главное богатство» Цель: закрепить представление о правильном питании, о необходимости беречь свое здоровье.

    Инд. работа обсуждение продуктов питания, из которых можно приготовить завтрак С Кариной П., Сережей Г.. Алиной А.

    Беседа о том, что на завтрак нам готовят повара?

    Труд по столовой Цель: учить детей сервировать стол к завтраку.

    Набор иллюстраций по теме, д/и, самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости Сюжетно - ролевые игры по желанию детей.

    Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

    «Как провести выходные дни с пользой для ребенка»

    НОД

    Речевое развитие

    Познание

    НОД экология Тема:

    НОД. Рисование. Тема:

    Физ. Культура

    По плану инструктора по ФИЗО

    Прогулка

    Речевое развитие

    Социально-коммуникативное

    Познавательное развитие

    Физ. Культура

    Художественно-эстетическо

    Наблюдение: «Береза поздней осенью».Продолжать знакомство детей с различными видами деревьев, учить узнавать березу по белому стволу, форме ветвей, называть ее отличительные признаки. Рассказать детям о березе, как о символе России. . Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев. П/и: Кто быстрее добежит?»

    П/И «Попади в об руч» Цель: упражнять детей в метании мешочков в вертикальную цель Эмиль, Люба, Аделина

    Дид игра «назови одним словом». Учить использовать в речи обобщающие понятия посуда, продукты. Обогащать словарный запас.

    Труд на участке - расчистить дорожки от снега . Цель: воспитывать трудолюбие. Самостоятельная игровая деятельность на участке. Выносной материал: оборудование для труда, мячи.

    Работа

    перед сном

    Закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдая порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места) Чтение худож. литературы: В. Осеева «Печенье».

    Вечер

    Пробуждение под спокойную музыку. Закаливающие процедуры. Чтение художественной литературы. Сказка «Снежная Королева». Беседа по прочитанному.

    Д/ у «Продолжи узор» Цель: упра жнять детей в ори ентации на листе бумаги в клетку. (Кариной, Дианой, Богданом)

    Ситуативный разговор «Если друг оказался вдруг» Цель: учить детей находить решение в проблемных ситуациях, воспитывать дружелюбие

    Развлечение «Путешествие в страну здоровья» Цель: закрепить представление о пользе спорта для здоровья, воспитывать желание поддерживать здоровый образ жизни

    Прогулка

    Наблюдения за следами. Д/И «Где чьи следы?» Цель: развивать наблюдательность, воображение, закрепить знания об окружающем мире. П/И «Кого не стало» С Кариной П., Дашей П., Сережей Т. закрепить последовательность частей суток