Питание по сунне. Самое любимое блюдо пророка мухаммада и способ его приготовления

Пророк (сав) любил блюда из тыквы.

По сообщению Анаса (ра), однажды некий портной пригласил Посланника Аллаха (сгв) в гости. Анас (ра) же пошел к портному вместе с Пророком (сгв).

Портной предложил гостям ячменный хлеб и суп, приготовленный из тыквы и вяленого мяса. Рассказывает Анас (ра): “Я увидел, как Посланник Аллаха (сгв) собирает кусочки тыквы с края тарелки. С того дня я тоже полюбил тыкву”.

В другом риваяте со слов Анаса (ра) сообщается: “Увидев это, я не стал есть кусочки тыквы, чтобы они достались ему (сгв)”.

Еще один риваят гласит: “Начиная с того дня при любой возможности для меня готовили блюда из тыквы” (передают Муслим, Тирмизи и Абу Дауд).

Сообщается, что Пророк (сгв) предпочитал лук и ему не нравился запах чеснока. Так, Айша (ра) рассказала, что в самом последнем блюде, которое ел Пророк (сгв) был лук (Абу Дауд).

Джабир ибн Самура (ра) рассказывал, что однажды Пророк (сгв) был гостем Абу Аййуба (ра). После этого Абу Аййуб (ра) отправлял в дом Пророка (сгв) излишки еды из своего дома. В один из дней Пророк (сгв) отказатся от присланной Абу Аййубом (ра) пищи. Тот пришел к Пророку (сгв), чтобы выснить причину его отказа. Посланник Аллаха (сгв) сказал: “В ней был чеснок”. Абу Аййуб (ра) спросил: “О, Посланник Аллаха! Он (чеснок) харам?” Пророк (сгв) отвтеил: “Нет, но я не люблю его запах”.

Пророк (сгв) не употреблял молоко с медом.

Анас (ра) сообщил, что однажды Пророку (сгв) принесли то ли горшок, то ли деревянное блюдо, в котором было молоко с медом. Со слов Анаса (ра) по этому поводу Пророк (сгв) сказал следующее: “В посуде находится два угощения. Я его не буду есть, но и запрещать не буду тоже” (Табарани).

Прохладная пресная вода была самым любимым напитком Пророка (сгв).

Посланник Аллаха (сгв) имел обыкновение заставлять своих попутчиков брать много воды, когда он куда-либо отправлялся. Однажды, во время одного из походов, Пророк (сгв) распорядился устроить привал и попросил для себя воды. Умыы руки и лицо, он утолил жажду и сказал, обращаясь к находящимся вокруг него сподвижникам (ра): “Омойте частью ее свои лица и шеи”.
Всякий раз, после того, как Пророк (сгв) пил воду, он произносил следующую молитву: “Хвала Аллаху, Который сотворил воду пресной, а не горькой и соленой”.

Известно также, что однажды испив воды во время похода, Пророк (сгв) сказал о ней следующие слова: “Лучший напиток на том и на этом свете”.

Сахаба Абу Умама аль-Бахили (ра), поведал, что Посланник Аллаха (сгв), сказал: «Ничто не осквернит воду до тех пор, пока не изменятся ее запах, вкус или цвет» (Ибн Маджа).

В другом риваяте слова Пророка (сгв) передаются следующим образом: «Вода остается чистой, пока попавшие внее нечистоты не изменят ее запаха, вкуса или цвета».

Айдар Хайрутдинов

Пророк Мухаммад ﷺ является примером для нас во всём, в том числе и в питании. Следуя пророческому наследию, мы обретаем множество благ и в этой жизни, и в мире вечном. Дабы не упустить этот шанс, предлагаем вниманию читателей 10 продуктов, которые употреблял в пищу сам Посланник Божий ﷺ.

1. Арбуз.

Арбуз является очень ценной ягодой. Посланник Божий ﷺ ел его вместе с финиками, как свидетельствует об этом хадис, рассказанный Айшей (да будет доволен ею Аллах):

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَأْكُلُ الْبِطِّيخَ بِالرُّطَبِ فَيَقُولُ: "نَكْسِرُ حَرَّ هَذَا بِبَرْدِ هَذَا ، وَبَرْدَ هَذَا بِحَرِّ هَذَا "

«Пророк ел арбуз с финиками и говорил: "Устраняем жар первого холодом второго, и холод этого – жаром того"» (имамы Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.).

Виноград считается природной кладовой витаминов и минеральных веществ. Это один из ценнейших фруктов. Содержание глюкозы в винограде достигает 20-25%, её быстрая усвояемость весьма полезна тем, кто испытывает тяжёлые физические и умственные перегрузки.

Об этом фрукте много упоминаний и в Коране, и в хадисах.

فَأَنشَأْنَا لَكُم بِهِ جَنَّاتٍ مِّن نَّخِيلٍ وَأَعْنَابٍ لَّكُمْ فِيهَا فَوَاكِهُ كَثِيرَةٌ وَمِنْهَا تَأْكُلُونَ.

«Мы вырастили вам с помощью этой воды пальмовые, виноградные и другие сады, в которых для вас много плодов и фруктов, чтобы вы питались ими» (смысл 19 аята суры «аль-Муъминун», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

Ценность граната широко известна. Об этом фрукте говорится и в Священном Коране:

فِيهِمَا فَاكِهَةٌ وَنَخْلٌ وَرُمَّانٌ.

«В них также различные виды фруктовых плодов, пальмы и гранаты» (смысл 68 аята суры «ар-Рахман»).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), употребляя гранат, говорил: «Поистине, дошло до меня, что нет на этой земле граната, чтобы он не был оплодотворён семенем из числа семян Рая. И быть может, эти семена из них» (ат-Табарани).

Сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) говорил: «Ешьте гранат вместе с плёнкой, разделяющей семена, ибо, поистине, он благотворно влияет на желудок» (имам Ахмад).

4. Инжир (смоковница).

Это уникальный фрукт, содержащий, в сравнении со всеми другими фруктами, очень много клетчатки. Целая глава Священной Книги названа этим фруктом – сура «ат-Тин» (Смоковница). В первом же аяте этой суры Господь описывает полезные качества инжира:

وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ.

«Клянусь смоковницей и маслиной, плоды которых благословенны и из которых люди извлекают много пользы» (смысл 1 аята суры «ат-Тин», тафсир «Аль-Мунтахаб»).

5. Мёд.

О полезных свойствах мёда известно давно. Мёд исцеляет от многих болезней кровеносной системы, пищеварения, укрепляет иммунитет, лечит астму, язвы и так далее. О мёде есть упоминание и в Священном Коране и в благородных хадисах.

В частности, в Коране говорится о пчёлах, которых Аллах наделил функцией вырабатывать мёд (смысл): «…Выходит из внутренностей пчёл питьё разного цвета, в котором - лечение для людей…» (сура «ан-Нахль», аят 69).

В хадисе, рассказанном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится, что Пророк ﷺ отмечал: «Вам даны два средства исцеления – мёд и Коран» (Ибн Маджа).

Молоко было самым любимым напитком Посланника Божьего ﷺ (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 166). Этот напиток обладает бесценным количеством полезных свойств, что подтверждается следующим изречением Пророка ﷺ: «Если кто-либо из вас принимает пищу, то пусть он скажет: "О мой Аллах, да вложи в это благословение и дай лучшее". А если же он принимает молоко, то пусть скажет: "О Аллах, сделай его для нас благодатным, преувеличь его, и нет ничего, кроме молока, заменяющего и пищу, и питьё"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

В другом хадисе говорится:

أَلْبَانُ الْبَقَرِ شِفَاءٌ وَسَمْنُهَا دَوَاءٌ وَلُحُومُهَا دَاءٌ.

«Вы держите коров, их молоко – лекарство, масло – исцеление, мясо – болезнь» (ат-Табарани). Отметим, что вред говядины уменьшается, если при варке добавить чеснок, имбирь и перец.

Олива, в арабском языке известная как зейтун, является лекарством более чем от семидесяти болезней. Так, оливковое масло уменьшает вредное воздействие на организм свободных радикалов, играет важную роль в предупреждении раковых заболеваний. Масло оливы также играет важную роль в предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний, предотвращает загустение крови и ускоряет её передвижение по сосудам, выступает помощником при понижении высокого давления, предупреждает ожирение.

Пророк ﷺ сказал:

كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة.

«Ешьте оливковое масло и смазывайте им своё тело, ибо, поистине, оно взято от благословенного дерева» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи, аль-Хаким)

В хадисе, рассказанном Айшей (да будет доволен ей Аллах), приводятся следующие слова Пророка ﷺ: «Уксус! Лучшая приправа!» (имам Муслим, 1051).

Финики – удивительный плод, которому во многих странах приписывают свойства укреплять человеческое здоровье и продлевать жизнь. О значимости фиников может свидетельствовать тот факт, что слово «финики» встречается в Священном Коране более 20 раз. У этого сладкого плода масса целебных и полезных свойств.

Согласно хадисам, финики являются не только противоядием, но и эффективно защищают от воздействия черной магии.

مَنْ تَصَبَّحَ كُلَّ يَوْمٍ سَبْعَ تَمَرَاتٍ عَجْوَةً لَمْ يَضُرُّهُ فِى ذَلِكَ الْيَوْمِ سُمٌّ وَلاَ سِحْرٌ.

«Тому, кто каждым утром будет съедать по семь фиников (сорта) ‘аджва, в этот день не повредят ни яд, ни колдовство» , – говорится в изречении Пророка ﷺ (имамы аль-Бухари, Муслим, Ахмад).

Другой хадис гласит: «Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушёных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68).

Ячмень называют пищей пророков. Ячменная каша (тальбина) весьма полезна для физического и душевного здоровья. Посланник Божий ﷺ говорил: «Вы постоянствуйте на употреблении тальбина. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, она смоет ваши внутренности (батин), как вода смывает грязь с ваших рук» (Ибн Маджа).

Супруга Пророка ﷺ Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Ешьте, ибо я слышала, как Посланник Аллаха говорил: "Тальбина успокаивает сердце больного и уносит с собой часть печали"» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Также Пророк ﷺ всегда давал отведать ячменного супа людям, страдающим от лихорадки.

Самое любимое блюдо пророка Мухаммада(мир ему и благословение) и традиционная еда племени Курайш – блюдо Тирит.

Сегодня сложно сказать об общей арабской кухне. Однако есть письменные источники, которые передают нам рецепты различных блюд. Самое любимое блюдо пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которое готовится и сегодня, относится к этому виду блюд.

Как передают источники, в период раннего ислама среди арабов племени курайш было распространена сладость очень любимая Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Фалудхаж (название сладости) готовился из крахмала и мёда.

Источники сообщают, что любимое блюдо посланника Аллаха (мир ему) – это тирит. В те времена готовились и другие блюда: например, блюдо из мяса козы и овцы, приготовляется на воде из сыворотки молока; блюдо «Мадира» — мясное блюдо, приготовленное на сыворотке молока.

Во время празднования одной из битв, бербер угостил Пророка (мир ему и благословение) сладостями под названием «Хайс», приготовленными из фиников и молока.

Безусловно, в Саудовском полуострове жаркие погодные условия не давали возможность развитию высокой кулинарной культуры. Однако в Дамаске и в Багдаде под влиянием соседних культур традиционная кулинария была довольно богатой. В VII веке в Мекке уменьшилась скромность в еде и достигла вершины арабская кухня. Со временем во всех арабских странах, даже под управлением Омеядов на пиренейском полуострове, распространилась арабская кулинарная культура.

Распространённое блюдо арабов племени Курайш – Тирит, как уже упоминалось выше, было любимым блюдом Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Приводим вашему вниманию способ приготовления данного блюда, максимально близкое рецепту седьмого столетия:

Ингредиенты:

Три стакана нута;

1.5 кг. нарезанной кубиками баранины;

8 стаканов воды;

6 чашек мелко нарезанного лука;

Две чайной ложки молотого кориандра;

Полчашки мелко нарезанного свежего кориандра;

Две чайные ложки тмина;

Две чайные ложки чёрного перца;

6 яиц;

Одна столовая ложка соли;

Полчайной ложки шафрана пропитанных в двух столовых ложках воды;

Полстакана мёда;

Лаваш в размере достаточном для двух стаканов нарезанной питы (вид хлеба);

6 штук порезанных на четыре части лавашей.

Способ приготовления:

Нут поместить в большой контейнер, туда же налить холодную воду в размере, полностью покрывающем нут, настоять так одну ночь. На следующий день нут процедить и отложить. Баранину, нарезанную мелкими кубиками поместить в большую кастрюлю и наполнить её холодной водой. После кипения воды нужно собрать пену. После этого в кастрюлю помещаются нут, лук, молотый и нарезанный свежий кориандр; тмин, чёрный перец. После вскипания уменьшить огонь. После этого разбить яйца в тирите и ждать час-полтора, пока нут и мясо баранины не станут мягкими. Добавьте соли и шафрана. Затем из воды тирита извлечь полстакана воды и перемешать с мёдом и залить обратно в кастрюлю. Добавьте нарезанную питу и перемешайте. Кипятите три минуты на сильном огне. На сервисный поднос положить порезанный на 4 кусочка питы лаваш. Питы могут быть поданы и в дополнении к тириту. Желающие могут вниз своей тарелки положить несколько кусочков питы и на нее поместить тирит. Вначале употребляется тирит, а затем смягченные питы.
Хабер7
http://islam-today.ru

Наставления Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) относительно еды, самые лучшие наставления!

Во время еды, заключительный Пророк Мухаммед(мир ему) придерживался следующих правил:

1) Когда он брал рукой еду, то говорил Бисмиллях (Во Имя Аллаха), и он говорил людям произносить тоже самое. Он сказал: «Когда кто нибудь из вас кушает, то пусть упомянет имя Аллаха. Если забудет упомянуть в начале, то пусть скажет "Бисмиллях фи аввалихи ва ахирихи"

Правильным мнением является то, что упоминание Аллаха (говоря Бисмиллях) является обязательным во время еды. Хадисы указывающие на это достоверны и ясные, без какого либо противоречия

2) Когда он подносил еду ко рту, то говорил:

Аль хамдулилляхи хамдан касиран тайибан мубаракан фихи гайри мафийин ва ла мувадда ва ля мустагни анху Раббана азза ва джал

(Хвала Аллаху частая, чистая, благая. Он тот кто Сомодостаточен, Кто кормит и не кушает, Кто Извечный, и вечность с Ним, и Тот в Ком нуждаются. Он наш Господь, Возвышенный)

3) Он никогда не критиковал еду. Если ему нравилась, то он кушал ее, если не нравилась, то он оставлял ее, не говоря ни слова. Или он говорил: «Я не хочу кушать это»

4) Иногда он хвалил еду, как когда он спросил у своей семьи и еде, и они ответили:«У нас нет ничего кроме уксуса» Он попросил его и начал есть говоря: «Как прекрасен уксус»»

5) Он говорил во время еды, как это видно из сообщения об уксусе. И он сказал своему пасынку, Умару ибн Аби Саламе когда он кушал с ним: «Скажи Бисмиллях, и кушай то что перед тобой на блюде»

(Во времена Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) было принято кушать из одной тарелки, и дети иногда забывали о правилах этикета)

6) Он настойчиво призывал гостей кушать, как богатый хозяин, и это видно в хадисе Абу Хурайры, переданным Бухари, о молоке, где он говорил ему «Пей!» и продолжал повторять пока он (гость) не сказал: «Клянусь Тем Кто послал тебя с истиной, у меня больше нет места».

7) Когда он кушал с другими, то не уходил пока не делал дуа за них. Он совершил дуа в доме Абдуллаха ибн Бишр, и сказал: «О Аллаха, благослови их в том что Ты дал им, и прости их и дай им Свою Милость».

8) Он приказал людям кушать правой рукой и запретил им кушать левой. Он сказал: «Шайтан кушает левой и пьет левой рукой».

Это означает, что кушать левой рукой харам, и это правильное мнение, потому что тот кто кушает левой или шайтан или подражает ему. Также передано в сахих хадисе, что он сказал мужчине который кушал левой: «Ешь правой рукой!» Мужчина сказал: «Я не могу» Он сказал: "Чтоб ты никогда не мог» и мужчина никогда не мог поднести правую руку ко рту."

Если бы было разрешено кушать левой, то он не сделал бы дуа против него. Это произошло по упрямому невежеству которое заставило его ослушаться приказа, и это было непослушание которое заслуживало молитвы против него.

9) Он приказал тем кто жаловался, что никогда не наедались, кушать вместе, и упомянуть Имя Аллаха (сказал Бисмиллях) над едой, чтобы Он благословил ее для них.»

10) Передано также что он сказал: «Я не кушаю облакотившись»

11) Он кушал пользуясь тремя пальцами (правой руки), и это лучший способ еды.

12) Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) узнавал о том что он кушал.

13) Он кушал то, что было благом для него.

14) Он кушал столько, сколько позволяло ему быть в форме, и не кушал так что это приводило к полноте.

Ибн Умар передал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий кушает в один желудок, а кяфир в семь»

15) Он научил умму способам защиты от болезней вызванных едой и питьем. Он сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже чем желудок. Если ему необходимо наполнить его, то пусть наполнит одну треть едой, одну треть питьем, и одну треть воздухом»

Надеюсь моя статья стала для Вас интересной и полезной! ИншАллаh все мы будем соблюдать правила Пророка и равняться ему!

Какую статью Вы бы хотели увидеть следующей? Спасибо за прочтение! Уа"алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух!

24.06.2017 Сурия 22 1703 2

Сурия Абдурахманова

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Хадисы о продуктах

Наш Пророк ﷺ сказал: «Милостью Того, в чьих руках душа моя, ешьте мед. Потому что нет дома, за который не ходатайствовали бы о милости ангелы, если в нем употребляют мед. Если человек ест мед, тысяча лекарств входит в его желудок и миллион болезней выходят. И если внутри умершего будет мед, то его не коснется огонь Ада».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Будьте особенно внимательны к двум лекарствам: меду и Корану» (Ибн Масуд)


Финики

Пророк ﷺ сказал: «Тому, кто начинает свой день с семи прессованных (аджва) фиников, не грозит отравление и колдовство в этот день»

Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Финики являются плодами Рая. Они имеют целебное свойство против отравления» (ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает, что Пророк ﷺ сказал: «В доме, где есть финики, никогда не будут голодать» (Муслим). Он также сказал: «Дом, в котором нет фиников, подобен дому, в котором нет еды» (Ибн Маджа)

«Давайте финики роженице. Если не можете дать ей свежих фиников, то дайте сушеных, потому что нет более полезного дерева для женщины, чем финиковая пальма» («Умдат аль-Кари», 21:68)

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды Пророк ﷺ разделил между своими сподвижниками финики, дав каждому по семь штук. Он дал и мне семь фиников, один из которых оказался сухим и незрелым, однако не было среди них более дорогого для меня, чем он, так как мне было трудно жевать его» (Бухари)


Арбуз

«Наш Пророк ﷺ ел молодые финики с арбузом» (Абу Давуд). Как рассказывает мать верующих Айша, да будет доволен ею Аллах: «Наш Пророк ﷺ ел арбузы и дыни с финиками и говорил: "Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого"» (Абу Давуд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка, красивого внешне и с хорошим характером»


Огурцы

От Абдуллаха ибн Джафара, да будет доволен им Аллах, передают: «Я видел, как Посланник Аллахаﷺ ел свежие финики с огурцами» (Бухари, Абу Давуд, ат-Тирмизи)


Виноград

Однажды к Пророку Мухаммаду ﷺ пришел бедный мужчина и принес чашу с виноградом в подарок. Пророк Мухаммад ﷺ принял подарок, взял виноградину, и, съев её, улыбнулся. Потом вторую, третью, и каждый раз он улыбался, в то время как мужчина будто был готов взлететь от радости. А сподвижники смотрели. Они были удивлены, ведь Посланник Аллаха ﷺ всегда делился с ними, а в этот раз – нет… Пророк Мухаммад ﷺ съел весь виноград и вернул чашу мужчине, и тот ушел с огромной радостью на лице. Тогда кто-то из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха! Почему ты не поделился с нами?». Пророк ﷺ улыбнулся и ответил: «Вы видели радость на его лице? Когда я попробовал виноград, он оказался кислым. И я побоялся, что, если бы я поделился с вами, кто-нибудь из вас сказал бы это и расстроил бы его»


Хлеб

Наш Пророк ﷺ всегда ел хлеб из ячменной муки с отрубями. От Абу Хазма передают: «Я спросил у Сахля ибн Сада: "Ел ли Посланник Аллаха ﷺ хлеб из очищенной муки?" Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел очищенной муки". Я спросил: "А были ли у вас сита?". Он ответил: "С того времени, как он был послан пророком до самой своей смерти он не видел сита". Я спросил: "Как же вы ели непросеянный ячмень?" Он поведал: "Мы его мололи, потом дули на него, собирали то, что разлеталось, смешивали с водой и замешивали тесто"» (Бухари)

Сообщается, что однажды (какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, однако он отказался от еды, сказав: «Посланник Аллаха ﷺ покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба».

От Юсуфа ибн Абдуллах ибн Саляма передают: «Я видел, как Посланник Аллаха ﷺ взял кусок хлеба, положил на него финики и сказал: "Это приправа к этому"» (Абу Давуд)


Молоко

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время ночного путешествия Пророку ﷺ принесли две чаши, одна из которых была наполнена вином, а другая – молоком. После того как он посмотрел на них и взял молоко, Джибриль, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Хвала Аллаху, Который направил тебя: если бы ты взял вино, твоя община сбилась бы с пути!» (Муслим)


Сливочное масло

Абдуллах ибн Буср и его братья сообщили следующее: «Однажды к нам заглянул Пророк ﷺ, и мы предложили ему сливочное масло и финики. Пророк ﷺ очень любил сливочное масло» (Абу Дауд)


Гранат

Анас, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет ни одного граната в ваших садах, который не был бы оплодотворен семенем граната Рая».

От Али, да будет доволен им Аллах, передают: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Ешьте и мякоть граната, потому что она очищает желудок"» (Ахмад ибн Ханбал)


Айва

От Ибн Аббаса (р.а) передают: «Джабир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, передал нашему Пророку ﷺ плод айвы, привезенный им из Таифа. Пророк ﷺ сказал: "Айва прогоняет печали, придает сияние сердцу"» (Табарани)

Тальха, да будет доволен им Аллах, передает: «Однажды я пришел навестить Посланника Аллаха ﷺ. Когда я вошел к нему, у него в руках был плод айвы. Он сказал мне: "О, Тальха, угощайся. Ибо айва укрепляет сердце, поддерживает хорошее настроение"» (Шамаил ан-Наби)


Саранча

Абдулла ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Два вида мертвечины и два вида крови были дозволены в пищу. Два вида мертвечины – это рыба и саранча, а два вида крови – это печень и селезёнка» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа)

Ибн Аби Авфа, да будет доволен им Аллах, когда его спросили, можно ли употреблять в пищу саранчу, ответил: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в шести или семи битвах, и мы вместе ели её (саранчу)» (Абу Дауд)


Уксус

Передают со слов Умм Хани, да будет доволен ею Аллах: Пророк ﷺ пришел ко мне и спросил: «Что у вас есть из еды?» Я посетовала: «У нас есть лишь кусочек хлеба и уксус». Пророк ﷺ сказал: «Насколько же уникальный продукт - уксус!»

Пророк Мухаммад ﷺ также сказал: «Несите его (уксус). Дом, в котором есть уксус не может считаться бедным» (ат-Тирмизи)

Адабы (правила) употребления пищи

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых»

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ никогда не порицал никакую еду: если он желал её, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял её» (Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края»

Сообщается, что ‘Умар бин Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В детстве я находился на попечении Посланника Аллаха ﷺ. Обычно я протягивал руку к разным концам общего блюда, но (однажды) Посланник Аллаха ﷺ сказал мне: «О мальчик, скажи: “С именем Аллаха”, ешь правой рукой и бери то, что находится рядом с тобой!” - и с тех пор я ем только так» (Муслим)

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Аллаха Всевышнего, если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале (еды), пусть скажет: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!) (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда человек входит в свой дом и поминает Аллаха Всевышнего при входе (в дом) и во время еды, шайтан говорит своим приспешникам: «Не будет для вас (здесь) ни приюта, ни ужина!» Если же он вошёл (в дом), не помянув Аллаха Всевышнего при входе, шайтан говорит: «Вы получили приют», - а если он не поминает Аллаха Всевышнего и во время еды, шайтан говорит: «Вы получили и приют, и ужин» (Муслим)

Сообщается, что сподвижник Умаййа бин Махши, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то раз один человек ел в присутствии сидевшего (рядом с ним) Посланника Аллаха ﷺ и он не поминал Аллаха до тех пор, пока от его еды не остался (только один) кусок. Поднеся его ко рту, (этот человек) сказал: «С именем Аллаха в начале и конце её!» (Би-сми-Ллахи фи аввали-хи ва ахыри-хи!), - и тогда Пророк ﷺ рассмеялся и сказал: «Шайтан (всё время) ел вместе с ним, когда же он помянул имя Аллаха, шайтан изверг из себя всё то, что было у него в чреве» (Абу Дауд; ан-Наса’и)

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Как-то раз, когда) Посланник Аллаха ﷺ ел вместе с шестью своими сподвижниками, пришёл один бедуин и доел (всю еду, взяв сразу) два куска, а Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, если бы он помянул имя Аллаха(, еды) обязательно хватило бы вам (всем)!» (ат-Тирмизи)

Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что, закончив есть, Пророк ﷺ обычно говорил: «Хвала Аллаху, (хвала) многая, благая и благословенная, (хвала, которой никогда) не будет достаточно, (хвала, которую) не следует прерывать, хвала, (без которой нам) не обойтись! (Он -) Господь наш!» (Аль-хамду ли-Ллахи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфийин, ва ля мувадда’ин ва ля мустагнан ‘ан-ху! Рабба-на!)» (Аль-Бухари)

Передают со слов Му’аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто после еды будет говорить: «Хвала Аллаху, накормившему меня этим и наделившему меня этим, тогда как сам я не прибегал ни к ухищрениям, ни к силе!» (Аль-хамду ли-Ллахи аллязи ат’ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин минни ва ля кувватин!), - простятся его прежние прегрешения» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Воистину, Аллах бывает доволен таким рабом, который восхваляет Аллаха за каждый съеденный им кусок пищи» (Муслим)

Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-либо из вас ест или пьет, то пусть ест и пьет правой рукой. Так как левой рукой ест и пьет шайтан» (Муслим)

Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк ﷺ сказал: “Не носите (одежду из) шёлка и дибаджа*, не пейте из золотых и серебряных сосудов и не ешьте из золотой и серебряной посуды, ибо, поистине, всё это предназначено для них (неверных) в мире этом, а для нас - в мире вечном”» [*Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Запрет на ношение таких тканей касается только мужчин]

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пейте воду потихоньку, не набирая полный рот» (Джамиус-Сагыр, 1/392)